one.jpg
Оцените статью:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Зарядное устройство
  2. Виды ЗУ
  3. Для АКБ
  4. Покупать ли?
  5. Собираем из БП
  6. Резюме

Собираем зарядное устройство для аккумулятора своими руками

Зарядное устройство

Гелевый или кислотный аккумулятор нужно периодически заряжать. Зарядное устройство для аккумулятора может стоить существенных денег. Благо есть возможность собрать собственную зарядку для АКБ, из подручных средств.

От качества зарядки зависит срок службы батареи. Поэтому отнестись к процессу нужно с точностью и вниманием. Автомобильный "аккум" заряжается от напряжения в 12v. Те же самые 12в определяют и выдаваемую им мощность. Именно от такого потока энергии зависит подача питания в бортовую сеть машины: на зажигание, на электростеклоподъемники, аудио-систему, дворники, навигатор, прикуриватель, холодильник или в USB-зарядку для мобильного телефона.

Так что это первое правило нашего зарядного устройства — оно должно выдавать именно 12 вольт. Возможно несколько больше, но не меньше. Достаточно буквально пару раз зарядить АКБ с меньшего напряжения и он уже никогда полностью не будет вырабатывать заявленную мощность. Серьезно повышенный ток может перегреть электролит и он быстро выдохнется. Эта неприятность опаснее, так как выводит из строя весь блок и АКБ придется покупать новый.

Виды ЗУ

Для начала определимся, что вообще предлагает нам рынок:

  • Зарядка для литий - ионных батареек. Обычно это небольшие батарейки класса АА, вроде 18650. Они в 2 - 3 раза уступают по мощности, так что нам не подойдут
  • ЗУ для литиевых аккумуляторов. Работают по тому же принципу, что и устройства для мобильных телефонов. Для нашего самодельного ЗУ так же не подойдут
  • Универсальное для всех типов. Здесь часто встречаются мощные модели, но их схема не позволяет применить в качестве источника для АКБ
  • Собственно говоря, специальные ЗУ для аккумуляторов. Они различаются по типу работу, наличию индикаторов и вольтметров и некоторым другим параметрам, о которых поговорим ниже
  • Промышленные агрегаты. Это довольно большие блоки, от которых можно неплохо "подкуриться" но через специальные клемы. Но маловероятно, что они нам пригодятся, ведь их придется транспортировать с помощью погрузчика

Дома вы можете найти старый блок питания для компьютера. Вот с его помощью вполне легко создать своими руками универсальную зарядку для автомобильного аккумулятора. Можно купить новый блок в магазине, есть варианты не дороже 6 тысяч тенге. Либо поискать на ОЛХ и аналогичных площадках.

zaryadka_akb

Для АКБ

Зарядить аккум значит восстановить израсходованную им мощность. Обычно в автомобиле за это отвечает генератор. Если он не исправен, либо вы забыли выключить электронику на ночь и АКБ сел, то придется сделать зарядку самостоятельно. Через клеммы подается ток, обычно он немного больше, чем выдаваемый самим блоком. Подаваться может:

  • Постоянный ток. Заряжается не меньше 10-12 часов. Все это время впитывается фиксированный ток, напряжение изменяется от 13,8-14,4 В в начале процесса до 12,8 В в самом конце. В такой схеме поданная энергия удержится дольше. Есть и минусы: необходимо контролировать процесс, вовремя отключить зарядное устройство, так как при перезаряде электролит может закипеть, что существенно снизит его рабочий ресурс.
  • Постоянное напряжение. В таком режиме ЗУ удерживает 14,4 В, а ток от большого в начале восстановления, но совсем маленького в его конце. Не случится перезаряд батареи (только если вы не забудете про него на 3-4 дня). Положительный момент этого способа — время заряда уменьшается (90-95% можно набрать за 7-8 часов) и устройство можно оставить без присмотра. Но зато вы сжигаете ресурс самого АКБ и его срок работы заметно сократится. Количество заявленных циклов пополнения энергии также упадет.

Поэтому, если вы не слишком спешите, то лучше применяйте постоянный ток. Тогда полученный заряд удержится дольше, перезарядка понадобится не скоро, да и состояние самого блока будет хорошим и соответствовать всем инструкциям производителя.

Покупать ли?

В продаже есть куча всяких ЗУ. Автоматическое или то, что способно работать сразу на двух батареях. Но они стоят дорого, особенно в крупных городах (Алматы, Астана, Караганда). Хорошо если у вас завалялось на балконе советское устройство. Они отличаются надежностью и простой конструкции.

Если же хотите сэкономить, то простое ЗУ самостоятельно можно собрать из электрического блока питания компьютера. Мы упомянули это выше. Давайте теперь перейдем к самому процессу. Но, внимание: работа с электрическим оборудованием опасна для жизни и не стоит практиковать подобные методы без опыта. Никогда не прикасайтесь к подключенному в сеть оборудованию и следите, чтобы не было остаточного напряжения. Воспользуйтесь индикаторной отверткой, чтобы убедиться в этом.

IMG_7147

Собираем из БП

Как мы уже сказали, блок нам подойдет самый дешевый. Обычно такие модели рассчитаны на 200-250 ВТ. Их ставят в офисные компьютеры, для серьезных компов они не пригодны. От нас требуется поднять в нем напряжение. До 14.4 вольт.

Начинаем с отпайки всех проводов, которые устроены в БП. Нам понадобится только зеленый провод, его не трогаем. Нужно его запаять к минусовым контактам. Минус расположен там, где крепились черные провода. Так мы настроим самостоятельный запуск при подключении к сети. Логично будет заранее прикрепить провода с клеммами к минусу и шине + 12 В (там, где были желтые), для легкого монтажа. Отметим, что существуют модульные БП. Там все контакты не паяны, а крепятся при помощи пинов. Но, обычно, таки модели довольно дорогие. Поэтому нам не нужны.

На микросхеме TL494 нам нужен резистор, выводящей блок на 12 вольт. Его отпаиваем, а на его место ставим переменный резистор с сопротивлением на 38.5 кОМ. Меняя его сопротивление, нам нужно опытным путем подобрать нужный вольтаж в 14.4 В. Здесь работа довольно кропотливая, нужны манипуляции с резистором и подбор вольтажа с помощью вольтметра. В принципе, после того как нашли необходимый диапазон, вы можете считать изделие готовые. Теперь фиксируем все, закрываем крышку и укладываем заранее выведенные клеммы. Можно подсоединить цифровые индикаторы, которые будут показывать уровень зарядки АКБ. Но это уже косметика.

Резюме

Вне зависимости от того, какой у вас автомобиль, ВАЗ, БМВ или Митсубиси, большинство аккумуляторов там устроены одинаково. Да, они различаются размерами, фирмами - производителями и некоторыми другими параметрами. Но принципы их зарядки одинаковы: берем ток из источника (в данном случае домашняя сеть), преобразуем в нужный вольтаж и подаем, через клеммы, внутрь батареи. Затем можно возвращать его в автомобиль.

Современные устройства для подачи питания достаточно дороги и не особо рациональны, ведь при должном уходе за машиной и генератором, подзарядка требуется редко. Поэтому мы часто вынуждены искать более экономные и интересные решения. Самостоятельно собранное ЗУ и компьютерного блока питания, это неплохое решение.

Но, повторимся, что не стоит заниматься этим без должного опыта в электрике, отсутствии навыков пайки и работы с напряжением. Ответственность за свое здоровье несете только вы, поэтому будьте трезвее. Не стоит рисковать ради экономии нескольких тысяч тенге. На крайний случай отвезите свой АКБ в ближайший автосервис и там его дешево зарядят.

КОММЕНТАРИИ

Комментарии отсувствуют.

Похожие материалы

Меняем бензонасос Тойота: определяем проблему и...
Обычно бензонасос стоит практически у бензобака. Доступ к нему...
Подвеска ВАЗ: диагностика своими руками, осмотр...
В качестве симптомов проблем, из-за которых нужна диагностика и ремонт,...
Как своими руками отрегулировать сцепление Лада...
Чаще всего неприятности при работе сцепления связаны с педалью. Педаль...
loading.gif

Запрос на восстановление пароля

Вам будет выслано сообщение с инструкциями по восстановлению пароля.

ПРОВЕРКА НОМЕРА ТЕЛЕФОНА

Ваш номер: +000 (00) 000-00-00

Введите проверочный код из SMS сообщения.

Повторное проверочное сообщение
ОТПРАВИТЬ

ВХОД В КАБИНЕТ

Регистрация Восстановить пароль

ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА

Ваш телефон*
Ваш телефон*
Новые
Б/У