one.jpg
Оцените статью:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Сцепление в механике
  2. Механика и автомат
  3. Зачем оно нужно
  4. Принцип работы
  5. Устройство
  6. Разновидности механизма
  7. Возможные проблемы
  8. Наблюдение и эксплуатация

Устройство сцепления: принцип работы, внутренние детали и механика

Сцепление в механике

Каждый водитель автомобиля с механической коробкой передач знает, для чего нужно сцепление. Но далеко не каждый понимает устройство сцепления и принципы его работы. А тем не менее, это крайне важно для того, чтобы понимать тонкости работы с ним. Без должного понимания, довольно сложно провести самостоятельный ремонт детали, либо следить за ее износом.

Поэтому, в данной статье, мы постараемся максимально простым и понятным языком, для чайников, объяснить, что такое автомобильное сцепление, какие функции оно выполняет, как работает, из чего состоит. Это пригодится не только новичкам, стремящимся понять принцип работы механической коробки переключения передач, но и опытным водителям, желающим научиться самостоятельно его ремонтировать.

device_scepleniya_auto

Механика и автомат

Итак, как вы знаете, механизм сцепления присутствует как в механической коробке передач, так и в автоматической. Разница состоит лишь в том, что с механикой водитель самостоятельно управляет этой конструкцией при помощи педали, в то время как автомат делает это без посторонней помощи. К слов, нужная педаль всегда находится слева, первой по счету от двери водителя.

Именно с этой педалью у многих начинающих водителей и возникают проблемы. Ее нужно нажимать при зажигании, а также каждый раз, когда вы переключаетесь на передачу. В противном случае, передача не "встанет", либо вы можете сжечь само сцепление.

Сжечь — сказано, конечно, слишком громком. Ничего здесь не горит. Так называют тот момент, когда из-за недостаточных или наоборот, преувеличенных усилий водителя, стирается специальный фрикционный слой на поверхности диска, внутри агрегата. Именно это является главной неполадкой на вторичном рынке, среди тех машин, которые продаются начинающими водителями.

Зачем оно нужно

Назначение этого устройства состоит в том, чтобы разрывать передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии, во время переключения передачи. Объясним простым языком. Представьте себе мотор на ход. Он крутится с невероятной силой и температурой, количество оборотов может составлять 5-6 тысяч в минуту. Соответственно, на детали идет огромная нагрузка.

Это самое вращение передается на трансмиссию прямым путем, при помощи шестеренок и зубчатой передачи. В общем, это та еще мясорубка на скоростном ходу. Во время переключения передачи, вы, при помощи рычага КПП, переставляете эти шестеренки с одного места на другое.

Без сцепления, эта прямая передача во время переключения попросту бы развалила сама себя, стерев все зубцы и разломав агрегат. А вы, при таком вращении, не смогли бы переключиться. Поэтому было придумано сцепление. По сути, оно разрывает передачу на несколько секунд, пока вы держите педаль. В этот момент вам и нужно врубить следующую передачу. Так что задача понятна: прерывание цепи, чтобы дать водителю возможность воткнуть скорость.

Принцип работы

Схема действия такова:

  • Вращаясь, двигатель создает крутящий момент
  • Момент передается на вал
  • Вал проходит через трансмиссию к колесам
  • Именно из-за этого машина и едет
  • В трансмиссии расположена коробка переключения
  • Между коробкой и двигателем есть диск - сцепление (ДС)
  • Нажимая на соответствующую педаль, вы прекращаете передачу момента на коробку
  • В этот момент вращается именно ДС, а коробка свободна от нагрузки
  • Пока нагрузки нет, вы можете врубить следующую или предыдущую скорость
  • Отпустив педаль, вы возвращаете все на место, двигатель снова крутится для колес

Разумеется, если в этой системе будут неполадки, то вы не сможете варьировать скорость и не проедете. Более того, без выжатой левой педали, завести машину с МКПП будет практически невозможно.

mehanicheskii-privod-scepleniya

Устройство

Поговорим о внутренних деталях. Здесь целый набор взаимосвязанных компонентов. Как выглядят эти элементы вы можете посмотреть на Youtube, где полно видео про ремонт или замену.

  • Коленчатый вал, маховик;
  • Ведомый диск, нажимной диск;
  • Кожух сцепления, нажимные пружины, отжимные рычаги;
  • Выжимной подшипник, вилка выключения сцепления;
  • Рабочий цилиндр, трубопровод;
  • Главный цилиндр, трос, муфты;
  • Педаль привода, картер сцепления, шестерня первичного вала;
  • Картер коробки передач, первичный вал КПП.

Общую схему устройства вы можете видеть на изображении сверху.

Разновидности механизма

Мы уже поняли, что конструкция предназначена для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач, а также предохранения элементов трансмиссии от перегрузок и гашения колебаний. Этот переключатель трансмиссии автомобиля располагается между двигателем и коробкой ПП.

В зависимости от конструкции различают следующие типы:

  • фрикционное
  • гидравлическое
  • электромагнитное

Фрикционное передает крутящий момент за счет сил трения. В гидравлической сцепке связь обеспечивается за счет потока жидкости. Электромагнитное же управляется магнитным полем.

Самым распространенным типом сцепления является фрикционное. Различает следующие виды фрикционки:

  • однодисковое
  • двухдисковое
  • многодисковое

В зависимости от состояния поверхности трения, механизм может быть сухим и мокрым. В сухом используется сухое трение между дисками. Мокрое же предполагает работы дисков в жидкости.

rabotaet-vyzhimnoj-podshipnik-sceplenija-simptomy-zamena-4

Возможные проблемы

Механизм «ведет» (выключается не полностью) из-за большого свободного хода приводной педали, возможного перекоса нажимного подшипника, коробления ведомого диска или поломки пружин. Для устранения неисправности следует отрегулировать свободный ход педали, удалить воздух из гидропривода, заменить неработоспособные диски и пружины.

Пробуксовка, то есть, неполное включение, чаще всего возникает из-за малого свободного хода педали, замасливания или износа фрикционных накладок ведомого диска, поломки пружин. Для устранения неисправности необходимо отрегулировать свободный ход педали, промыть или поменять диски, пружины.

Резкое включение происходит, чаще всего, вследствие заеданий в механизме привода, задирах на рабочих поверхностях дисков, маховика и разрушения фрикционных накладок ведомого диска. Для устранения неисправности следует заменить неисправные узлы привода, устранить задиры на поверхностях дисков, заменить ведомый диск.

Подтекание тормозной жидкости в приводе выключения вероятно из главного или рабочего цилиндров. Также проблема может скрываться в соединительных трубках. Для устранения этой неполадки, нужно визуально определить место утечки и заменить неисправные узлы, с последующей прокачкой всего гидропривода (удалить из него воздух).

Наблюдение и эксплуатация

При эксплуатации машины нужно регулярно проверять уровень в баке, питающем жидкостью гидравлический привод механизма. Если уровень окажется меньше нормы, то его обязательно следует восстановить, долив тормозной жидкости. Иначе, при снижении уровня жидкости до нуля, усилие нажима на левую педаль будет бесполезным и не приводить в действие ДС.

Пониженный уровень жидкости или неправильная регулировка сцепления может привести к тому, что работа коробки на вашем автомобиле будет сопряжена с огромным усилием или вообще включаться не будут. И если, при полностью нажатой гашетке, у вас получится «воткнуть» первую, то автомобиль самопроизвольно начнет медленное движение, хотя в данный момент двигатель еще должен быть отделен от ведущих колес.

В принципе, любые проблемы буду заметны даже начинающему автомобилисту по тому, как резко меняется чувствительно педали, ее натяжение и сама работа КПП. При обнаружении различий и неприятностей, рекомендуется сразу же отправиться на СТО.

КОММЕНТАРИИ

Комментарии отсувствуют.

Похожие материалы

Колодки на Тойоту: осматриваем при покупке и...
Хорошим производителем считается Toyota Genuine Parts. Это официальный поставщик...
Как правильно заряжать аккумулятор: разбираемся с...
Самостоятельно заряжать АКБ нужно с умом. Правильно будет использовать...
Собираем зарядное устройство для аккумулятора...
Блок нам подойдет самый дешевый. Обычно такие модели рассчитаны на 200-250 ВТ....
loading.gif

Запрос на восстановление пароля

Вам будет выслано сообщение с инструкциями по восстановлению пароля.

ПРОВЕРКА НОМЕРА ТЕЛЕФОНА

Ваш номер: +000 (00) 000-00-00

Введите проверочный код из SMS сообщения.

Повторное проверочное сообщение
ОТПРАВИТЬ

ВХОД В КАБИНЕТ

Регистрация Восстановить пароль

ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА

Ваш телефон*
Ваш телефон*
Новые
Б/У